Всероссийский видеоконкурс

«КиберЗОЖ: Развиваем безопасный интернет для детей и подростков»

Экспертный совет при Комитете по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Государственной Думы в партнерстве с Союзом блогеров, КА «НЕпросто PR», Продюсерским центром «Счастье» и сообществом медиа-экспертов объявляет о запуске Всероссийского конкурса для блогеров и создателей контента, направленного на повышение цифровой грамотности и кибербезопасности среди детей и подростков. В отличие от локальных образовательных мероприятий, данный проект фокусируется на создании масштабного просветительского контента, который увидит широкая аудитория современного Рунета.

«Современные дети активно взаимодействуют в цифровом пространстве: общаются в соцсетях, потребляют контент и используют онлайн-сервисы. Однако риски, связанные с кибербуллингом, мошенничеством и нарушением конфиденциальности, требуют особого внимания. Наш конкурс призван найти понятные пути донесения информации до детей, подростков и родителей о возможных угрозах, с которыми могут столкнуться дети в социальных сетях, играх и в интернете в целом», — Денис Нырков, председатель Союза блогеров РФ.
Конкурсные номинации:
  • «Цифровая грамотность для самых маленьких»
    — контент для детей 7-10 лет, объясняющий основы безопасного использования интернета.
  • «Осознанное поведение в сети: инструкция для подростков»
    — материалы для аудитории 10-17 лет, посвященные защите личных данных, критическому восприятию информации и противодействию кибербуллингу.
  • «Креатив против угроз»
    — нестандартные форматы, такие как мемы, интерактивные посты или видеоролики, которые доступно объясняют сложные темы.
  • «Родителям и педагогам: как помочь ребенку в цифровом мире»
    — просветительские материалы для взрослых.
«Сегодня интернет, к сожалению, не является безопасной средой для ребенка. Поэтому мы должны приложить колоссальное количество усилий на всех уровнях, чтобы дети и родители получили необходимые знания о том, как вести себя в интернете, а также чтобы с определенного возраста дети осваивали навыки критического мышления», — комментирует конкурс одна из организаторов, основатель продюсерского центра «Счастье» Елена Зайцева.
Для участия в конкурсе необходимо снять ролик по своему или предложенному сценарию и разместить его в своих социальных сетях.
Этапы конкурса

Прием заявок: 07 октября — 25 ноября 2025 года.

Экспертная оценка и народное голосование: 25 ноября — 30 ноября 2025 года.
Объявление победителей и Церемония Награждения: 01 декабря 2025 в 10:00 в Малом Зале Госдумы
Критерии оценки:
  • Соответствие тематике и целевой аудитории.
  • Практическая польза и доступность изложения.
  • Оригинальность и творческий подход.
  • Качество технического исполнения.
«Проблема в том, что сегодня идет настоящая информационная война против наших детей. От рук мошенников и вербовщиков страдают целые семьи, причём зачастую самые обычные. Когда подростка наказывают за преступление, больно всем вокруг. А те, кто вовлекает детей в незаконное, постоянно придумывают что-то новое, и традиционные методы профилактики не успевают за ними. Поэтому так важно использовать для защиты новые медиа — они говорят с детьми на одном языке», — Член экспертного совета ГД Юрий Нестеренко.

Победителей ждет совместная работа с партнерами конкурса над будущими просветительскими и коммерческими проектами. Финал состоится в Государственной Думе 05 декабря 2025 года.
«Чтобы защитить детей в интернете, нам нужно действовать сообща. Но для начала важно понять их и заговорить на одном языке. Задача нашего конкурса в том, чтобы создать контент, который даст подросткам практические навыки безопасного поведения в сети»,— отметила председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Александровна Останина.
Жюри конкурса
  • Нина Останина
    Председатель комитета Государственной Думы РФ по вопросам отцовства, материнства и детства.
  • Вадим Бреев
    Член Общественной палаты города Москвы, генеральный директор «Телекомпания Штрихкод»
  • Михаил Канавцев
    Проректор по медиаобразованию "Сенеж", руководитель "Мастерская новых медиа"
  • Юрий Нестеренко
    Основатель и генеральный директор репутационного агентства «НЕпросто PR»
  • Павел Курьянов
    Сооснователь и генеральный директор музыкального лейбла Black Star
  • Георгий Лобушкин
    Консультант по PR, коммуникациям, Telegram, партнер агентства «К2»
  • Юрий Омельченко
    PR-директор галереи современного искусства Omelchenko Gallery,
    автор и ведущий YouTube-проекта «ARTпатруль»
  • Павел Еремин
    Ведущий программы «Доброволец» на радио «Комсомольская правда»
  • Надежда Плотникова
    Генеральный директор медиахолдинга "ФедералПресс"
  • Владимир Алексеев
    Медиатехнолог, СЕО Единого Рекламного Агентства ЕРА
  • Артур Бесчастный
    Актер театра, кино и дубляжа
  • Владислав Рубин
    Продюсер, режиссер и автор фильмов "Киберслав", "Пищеблок", "Майор Гром. Трудное детство"
  • Мария Мезенцева
    Руководитель пресс-службы Министерства Цифрового Развития РФ
  • Софья Чмух
    Идеолог и вдохновитель проекта «Мошенник, давай, до свидания»
    Эксперт в PR, GR и антикризисных коммуникациях.
  • Павел Седаков
    Руководитель по PR компании F6, экс-обозреватель журнала Forbes и заместитель главного редактора газеты "Известия".
  • Сергей Леваненков
    Замруководителя Мастерской новых медиа
  • Тимур Белый
    Социолог, автор и креативный продюсер, эксперт в области киберпреступлений и телефонного мошенничества
  • Наталья Бехтерева
    Врач, психиатр, психотерапевт и специалист по ментальному здоровью
  • Александра Черкасова
    Актриса театра и кино.
    Автор и идеолог проекта «Антифрод // борьба с телефонными мошенниками». Соавтор проекта «Мошенник, давай, до свидания»
  • Елена Зайцева
    Учредитель и генеральный директор Продюсерского центра «Счастье», продюсер-стратег, эксперт по детскому и семейному контенту
  • Андрей Истомин
    Руководитель департамента Олимпийского бокса Федерации бокса России
  • Глеб Федоров
    Главный продюсер АНО "Национальные приоритеты"
  • Кристина Саблина
    Руководитель дирекции продюсирования АНО "Национальные приоритеты"
  • Оксана Бачинская
    Клинический психолог, блогер, член комиссии по вопросам соблюдения законодательства и парламентскому контролю Комитета Государственной
    Думы по защите семьи
  • Сергей Таболин
    Директор по маркетингу Дзена
  • Эльдар Калимулин
    Актёр театра и кино.
  • Илья Гогуа
    Федеральный журналист, эксперт РОЦИТ
  • Роман Бедретдинов
    Главный редактор Sostav
  • Александра Перфильева
    Корреспондент и ведущая на телеканале «Россия 24»
  • Мария Краснова
    Зам. декана факультета культурологии РГГУ

Примеры сценариев

Вы можете снимать по своему сценарию, а можете использовать готовые варианты. Вот пару примеров от фактчекингового проекта "Лапша Медиа"

Сценарий для социального видеоролика «Дропперы-курьеры»


Действующие лица:
  • Никита – 20-30 лет, ищет работу онлайн.
  • Мошенник (онлайн)
  • Оля – 20-30 лет, подруга Никиты.

Действие 1
Никита сидит перед ноутбуком. Смотрит вакансии онлайн, ищет работу.
Никита (про себя): «Опять ничего нормального нет... Надо срочно найти подработку».

Действие 2
Никита на сайте с вакансиями видит объявление: «Требуется курьер без опыта работы, зарплата высокая, график свободный».
Никита: Кайф, это то, что я искал. Работа непыльная, никаких документов не нужно, еще и график подходящий.

Действие 3
Никита звонит по указанному номеру телефона.
Мошенник: День добрый, по поводу работы?
Никита: Да, меня Никита зовут. Условия мне подходят! А в чем суть работы?
Мошенник: Работа несложная. Никит, на «ты» могу к тебе? Надо принимать переводы на свою карту от клиентов и отправлять их дальше. Действуешь по нашим инструкциям, все просто. Это безопасно, оформим все официально.

Никита улыбается, довольный перспективами быстрого заработка.
Мошенник: Деньги будут поступать маленькими суммами, потом просто переводи их на указанные реквизиты. Все безопасно, используем коммерческую тайну.
Никита: А почему именно маленькими суммами, зачем так сложно?
Мошенник: Не волнуйся, это, по секрету только тебе скажу, налоговая такая уловка, ну… сам понимаешь.

Действие 4
В комнату заходит Оля, которая слышит обрывок разговора.
Оля: Никит, что-то подозрительно все это звучит...
Никита: Да все нормально, обещают оформить все законно. Деньги же нужны.
Оля: Что за работа такая?, поподробнее?
Никита объясняет суть.
Оля: Ты с ума сошел? Это же мошенники, преступники! Помнишь нашего одноклассника, Колю? Он вот на такую же «работу» устроился, поработал и сидит сейчас в местах не столь отдаленных!
Оля объясняет, что это схема аферистов. Никита в шоке, понимает, что чуть не попал.
Выводы: Будьте осторожны при поиске работы онлайн. Проверяйте работодателей, читайте отзывы и внимательно изучайте условия труда. Дропперство — незаконная деятельность, за нее установлена уголовная ответственность.
Сценарий для социального видеоролика «Мошенники под видом работников школы выманивают коды от «Госуслуг»

Действующие лица:
  1. Лена — школьница средних классов.
2. Мошенник — от лица Татьяны Сергеевна, завуча школы, где учится Лена.
3. Светлана Анатольевна — учительница математики из школы.

Действие 1
Лена сидит дома за компьютером (в телефоне), играет в игру/смотрит телевизор.
Звонок телефона.
Лена: Алло?
Мошенник: Елена Васильева? Здравствуй, это из школы тебя беспокоят. Татьяна Сергеевна, завуч.
Лена: Ой, здрасьте.
Мошенник: У нас возникла небольшая проблема с твоим электронным дневником... Мы заметили ошибку при выставлении оценок, нужно внести изменения. Ты сможешь сейчас нам помочь?
Лена: Конечно, помогу. Что надо сделать?
Мошенник: Нам нужно подтвердить твою личность через сайт «Госуслуг». Тебе сейчас должно было прийти сообщение с кодом подтверждения, продиктуй мне код, пожалуйста.

Действие 2
На экране крупным планом появляется телефон ученика, сообщение с текстом: введите этот код на сайте Госуслуги для входа
Лена: Вижу, пришла смс с кодом...
Мошенник (нетерпеливо): Отлично, диктуй скорее, передам нашей технической службе, чтобы мы могли оперативно внести исправления в журнал!

Действие 3
Лена, задумчиво: Ммм, первая цифра 5…
Раздается звонок в дверь. На пороге стоит учительница математики Светлана Анатольевна, которая живет рядом с Леной и иногда заглядывает после уроков.
Светлана Анатольевна: Лена, привет! Решила узнать, как твои дела с математикой идут? Не отвлекаю тебя?
Лена: Все нормально.
Объясняет, с кем говорит по телефону и что происходит.
Светлана Анатольевна: Скорее клади трубку, прямо сейчас. Это мошенники. Давай проверим все сразу же. Открой сайт своей школы и проверь наличие сообщений от администрации. Потом зайди на портал «Госуслуги», посмотри свои уведомления там тоже.
Лена открывает сайты, видит, что никаких уведомлений нет. Телефон снова звонит.
Светлана Анатольевна берет трубку: Кто вы такие и зачем просите ребенка назвать секретный код?
Звонящий бросает трубку без ответа.

Действие 4
Лена: Спасибо большое вам! Как вы вовремя пришли!
Светлана Анатольевна: Пожалуйста! Запомни главное правило безопасности: никогда и никому не сообщай коды из смс. Даже если кажется, что их просят близкие или знакомые.